Иностранное и чуждое нашему уху слово «каршеринг» в ходу в России только три с половиной года. Осенью 2015-го при поддержке столичных властей в Москве начала работу компания «Делимобиль», предоставляющая автомобили в аренду с поминутной тарификацией. Сегодня операторов только в Москве уже почти полтора десятка (было и больше, но некоторые уже успели сдаться в острой конкуренции), их парк по численности машин стал вторым в мире, а в перечне услуг появилось множество тарифов и классов автомобилей, позволяющих подобрать услугу точно под свои потребности.

Клиентам удобно, спору нет. И статистика подтверждает ажиотаж вокруг каршеринга. По оценке Сбербанка, за прошлый год выручка всех работающих в этой сфере операторов составила семь миллиардов рублей. За 2018-й количество пользователей сервиса выросло с 51,6 до 228,8 тысячи человек. На этой неделе руководитель проектов столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Алексей Назаров сообщил, что разрабатывается единое мобильное приложение для всех «шерингов» Москвы. Оно объединит прокаты самокатов и машин, избавив клиентов от необходимости держать на смартфоне десятки программ разных операторов.

Но где удобства одной категории граждан, нельзя обойтись без неудобств для других. Согласно статистике Дептранса, на одной каршеринговой машине в Москве за день совершают в среднем десять поездок. Иными словами, при идеальном сценарии она заменяет десять частных автомобилей на дорогах. С одной стороны, весомый вклад в дело сокращения пробок.

С другой, жители центра мегаполиса и отдельных районов за его пределами уже начинают жаловаться на засилье прокатных машин. Платные парковки в свое время заставили немало людей отказаться от поездок на личном транспорте. Результат – парковки стали свободнее. Потом поминутная аренда вернула им эту возможность, и мест снова стало не хватать. Бизнес зарабатывает, город – тоже. И только местные жители в проигравших: им-то все равно, кто занимает машиноместа около их домов, частные автомобили или каршеринговые.

Каршеринг усилит бдительность: сервис ждут изменения

Если власти прислушаются к просьбам резидентов, клиенты прокатных машин могут получить ограничения по парковке. Они, собственно, частично существуют уже сейчас. По Москве пока сравнительно немного стоянок с табличками «Только для местных жителей», однако их количество растет. Ставить на них каршеринговые автомобили нельзя.

У ГИБДД свои претензии к модному сервису. Поначалу автоинспекторы не замечали серо-оранжевые автомобили. Документы на них заведомо в порядке, доверенность на управление отменили, конструктивных изменений нет. Но с ростом парка стало расти и количество инцидентов, в том числе – трагических. Оказалось, что ноль внимания со стороны автоинспекции привел к тому, что за руль стали часто садиться в нетрезвом состоянии. Расплодились «фейковые» аккаунты, которыми пользуются лица без прав, не допущенные за руль по медицинским показаниям и с иными проблемами. И это не говоря уже о том, что многие клиенты, сидя за рулем «поминутного» автомобиля, чаще смотрят на часы и смартфон, чем на дорогу и сигналы светофора.

В результате патрули ДПС стали чаще останавливать машины в характерной расцветке. Больше не с целью проверить СТС и ОСАГО, а права и трезвость водителя. В Госдуме предложили пойти дальше и установить во все прокатные автомобили так называемые алкозамки. Перед каждым запуском двигателя водитель будет обязан «дунуть в трубочку». Система позволит начать поездку, только убедившись в трезвости шофера.

Есть и другое предложение, исходит оно от самой ГИБДД. Полиция хочет внедрить систему распознавания лиц в машинах. Дело в том, что проверку документов оператор каршеринга проводит только один раз – при регистрации клиента в системе. Если его позднее лишают прав, компания об этом не узнает. Детектор лиц поможет в режиме онлайн узнать, есть ли у собирающегося сесть за руль человека права в данный момент. Но реализация идеи пока вызывает большие вопросы. В первую очередь, о цене.

Каршеринг усилит бдительность: сервис ждут изменения

Защищают свои интересы и сами фирмы. Так, для злостных нарушителей ПДД и внутренних правил компаний предусмотрена блокировка на разный срок и денежные штрафы. Могут отлучить от каршеринга и навсегда. Правда, обмен «черными списками» между операторами пока не налажен. А раз их на столицу 14 штук, можно без проблем уйти к «соседней» компании.

Приходится бороться с кражами из машин – запасных частей, магнитол, ковриков, щеток и дворников. Крали бы и запаски, но их предусмотрительно вынимают сами прокатчики. Обычный видеорегистратор для этих целей не годится: его же первым и умыкнут! Поэтому нужны камеры стационарной установки, что сложнее и дороже. Поэтому инициатива пока тоже остается нереализованной. А вот на увеличение минимального возраста клиента операторы вряд ли пойдут, ведь это уменьшит доходы.

Масштаб назревших проблем таков, что рано или поздно в сфере каршеринга появятся новые правила игры. Для законопослушных клиентов они вряд ли усложнят жизнь, а вот маргиналов за рулем должно поубавиться.

Источник

Загрузка...

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.